top of page

Невероятные небоскрёбы или увядающий город-музей: каким будет Петербург в 2050-м


"Сто лет назад исторический центр "спасло" чудовищное наводнение 1924 года, после которого новым Генеральным планом было решено перенести центр Ленинграда на более высокое место, на южную сторону, и развивать город там. И с этого времени все последующие современные включения в исторический центр воспринимались чуждо. Современная архитектура перемолола и продолжает перемалывать Москву, а Петербург пошёл по пути Рима, Венеции, Вашингтона, где любые включения вроде гостиницы "Ленинград" создавали прецедентную архитектуру, порождая такие метастазы как жилой комплекс "Монблан". Почему-то все решили, что, если есть нарушение небесной линии, то рядом можно допускать и другие нарушения. Несколько иного рода, но, возможно, с потенциально похожими результатами пример с "Лахта Центром", который строился как ансамбль с одиночной высотной доминантой, а сейчас может стать кластером из небоскрёбов, мини-версией "Москва-Сити", в котором более высокие "Лахта-2" и "Лахта-3" просто разрушат тщательно спланированную гармонию существующего ансамбля. Конечно, вокруг "Лахта Центра" можно и нужно строить новые здания и комплексы, но они должны быть соподчиненными "Лахта Центру" и не соревноваться с его доминантой в высоте", — рассуждает главный архитектор АО "Горпроект" Филипп Никандров, архитектор первого "Лахта Центра".


Развивать исторический центр стоит по квартальному принципу, считает эксперт.

"Внутри почти каждого исторического жилого квартала есть потенциал для умной, щадящей реконструкции, перестройки существующих дворов-колодцев согласно современным требованиям качества и комфорта среды, инсоляции, пожарной безопасности, обеспеченности парковками (например, встройка вертикальных механизированных паркингов внутри кварталов, освобождая от машин улицы и дворы", — пояснил он.

Филипп Никандров называет Петербург городом упущенных возможностей с точки зрения современной архитектуры. В качестве примеров он привёл нереализованные проекты второй сцены Мариинского театра, "Набережную Европы", проект Нормана Фостера по реконструкции Новой Голландии и прочее. "Это очень разочаровывает. Вместо этого мы постоянно наблюдаем попытки противопоставить современным архитектурным трендам нечто крайне ретроградное ("Судейский квартал" против "Набережной Европы"), потуги придумать некий "петербургский стиль", что просто смешно", — резюмирует архитектор.




Comments


bottom of page